Зыков М.Б. Преступная самонадеянность. – Реферат:
Фридрих Август фон Хайек. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. – Пер. с
англ. – М.: Изд-во «Новости» при участии
изд-ва «Catallaxy»,
1992. – 304 с. ISBN
5-7020-0445-0
Хайек (Х): Все и
всяческие проекты построения социализма неизбежно обречены на провал (с. 4).
Это – последняя работа проф. Хайека, выдающегося австро-американского
экономиста, лауреата Нобелевской премии.
Необычайная популярность
социалистических идей в 19 и 20 веках – губительна для человечества. Хайек был
активным сторонником рыночного порядка. Социализм с самого начала был глубоко
ошибочен с научной, фактической и даже логической точек зрения. Научно
несостоятельным. Неоспоримые провалы социализма в 20 веке – неоспоримый факт,
по мнению Хайека (с. 7). Но публичное признание своих ошибок дается
социалистическим лидерам не так просто.
В этой книге – доводы Х. в пользу
свободного рынка. Х. одновременно экономист и эволюционист. По его мнению, не согласуются друг с другом
две этики – этики социализма и этики рыночного порядка. Расширенный рыночный
порядок дарит человечеству небывалую
мощь. Это название придумал Х. –
расширенный рыночный порядок (РРП) – закладывает основы нашей цивилизации и способствует её развитию.
У Фрейда – есть книжка
«Неудовлетворенность цивилизацией» (1930?). Крушение рыночного порядка, по Х.,
чревато серьезными последствиями. Неразумные представления о разумности,
правильности и добре (с. 8) могут серьёзно ухудшить жизнь. Под их влиянием могут
разрушаться не только носители культуры и города, «… но и традиции, институты и
взаимоотношения, без которых подобные творения культуры едва ли могли бы
обрести жизнь или быть когда-либо воссозданными».
По Х., «… расширенный порядок
человеческого сотрудничества» = КАПИТАЛИЗМ. Этот порядок возникает спонтанно,
из непосредственного следования традиционным и, главным образом, моральным
практикам (practices). Ко многим из них люди испытывают
неприязнь, осознать их важность они обычно не в состоянии, доказать их ценность
– неспособны (интересно, что здесь Х. перечисляет все три вида активного
психического отражения действительности – сознание, досознание и подсознание, -
МБЗ).
Но распространяются Эти обычаи быстро и
благодаря действию эволюционного отбора, обеспечивающего, как оказалось,
опережающий рост численности и богатства именно тех групп, которые следовали им
(моральные практики – традиции, но и нравственные ценности тоже, - МБЗ).
Х. утверждает,
что привитие таких практик происходит
-неохотно,
-вынужденно,
-болезненно,
но оно
удерживало подобные группы вместе, облегчало им доступ ко всякого рода ценной
информации и позволяло им «плодиться и размножаться и наполнять землю, и
обладать ею» [Бытие, 1:28]. Х.
подчеркивает, что «… данный процесс остается
наименее понятой и оцененной гранью человеческой эволюции».
Х. утверждает: Распределение по
моральным принципам. Чтобы сделать его возможным, надо наделить какой-либо
орган центральной власти правом управлять использованием имеющихся ресурсов. Но
такое наделение уничтожает индивидуальную собственность на средства
производства (если учесть, что человеческий капитал – единственная неотъемлемая
собственность человека, то получается, что и он, человеческий капитал, в такой
ситуации оказывается под угрозой? – МБЗ). (Получается, что централизованное
распределение, основанное на моральных принципах, убивает и человеческий, и
социальный капиталы? – МБЗ). (Получается, что вертикаль власти не способствует
ВВП? – МБЗ).
Самая серьезная проблема, по Х., - как осуществить
распределение по справедливости? Он уверен, что единственный способ – это
рыночная конкуренция (при этом деньги – инструмент рынка, человеческий и
социальный капиталы – инструменты конкуренции, по которой происходит
распределение, - МБЗ). Почему Х. уверен в этом? Только рыночная конкуренция способна
информировать индивидов о том, куда надо направить свои усилия, чтобы его вклад
в создание совокупного продукта оказался максимальным (с. 16). То есть вся проблема
– распределение! Надо знать цену всего.
А это может дать только рынок (интересная аналогия с гироскопом, - нельзя у
него тормозить оси, - он сразу потеряет направление в пространстве. Рынок
должен быть свободным, - МБЗ).
СССР следовал насаждаемым моральным
традициям. А правильно, по Х., - следовать «… спонтанно складывающимся нравственным традициям, лежащим в основе
конкурентного рыночного порядка». Х. утверждает, что эти традиции не удовлетворяют канонам и нормам рационализма,
принятым у большинства социалистов. (То есть получается, что рыночный порядок – нравственен - «аморален», а социалистический порядок –
морален – «безнравственен», - МБЗ).
Х.: «… вопрос о том, как люди приходят
к принятию определенных ценностей и норм и какие это имеет последствия для
эволюции человеческой цивилизации, есть вопрос прежде всего фактический. Он и
составляет сердцевину настоящей книги».
Социализм создает «… рационально сконструированную систему морали», -
обещаемые «… результаты которой отвечают
инстинктивным влечениям человека» (с. 17).
Х.: «Спор о рыночном порядке и
социализме есть спор о выживании, - ни больше, ни меньше». Х.: Разум,
прививаемый должным образом, - понимает свою ограниченность. Экономисты и
биологи установили поразительный факт: «Порядок, возникающий независимо от
чьего бы то ни было замысла, может намного превосходить сознательно
вырабатываемые людьми планы» (Синергетика? Бог? Не мы, а Бог создал, то есть
рыночная экономика – та самая «невидимая рука» Адама Смита. Бог! –
подсознательно. Бог – это рационализация этого подсознательного: надо верить! –
МБЗ).
То есть социализм опирается на мораль,
капитализм – на нравственность. И ключевое понятие здесь – социальная справедливость (с. 19). Давид Юм:
«… правила морали не являются заключениями нашего разума» (они
продиктованы снаружи? – МБЗ).
0 коммент.:
Отправить комментарий